Устройство снегоуборщиков и их виды
А если вдруг зима, а если снег
Как известно, зима в Россию приходит неожиданно. На дорогах сначала гололед, потом снегом все завалит так, что людям не пройти, машинам не проехать. Но это касается только коммунальных служб городов и поселков.
Жители деревень, загородных домов и дачники, которые и зимой считают нужным отдыхать на даче, как это ни удивительно, помнят: после лета наступает осень, а после осени, как правило, зима!
У них в сарае стоят наготове лопаты для снега, метлы, скребки и прочий снего-льдоуборочный инструмент. А у некоторых особо продвинутых хозяев также имеются электрические или бензиновые снегоуборщики.
Вот о снегоуборщиках мы и поговорим в ближайших трех статьях. В первой статье рассмотрим устройство снегоуборщиков и их виды. Ознакомление с устройством снегоуборщиков важно для понимания их технических характеристик и поможет при выборе подходящей именно вам модели.
Во второй статье - все о снегоуборщиках электрических (технические характеристики и диапазоны характеристик, включая и цены, технику безопасности и критерии выбора).
В третьей статье - все, что касается снегоуборщиков бензиновых.
Как всегда, буду стараться излагать информацию доступным, популярным языком, чтоб было понятно каждому. Эти статьи предназначены, естественно, для тех, кто еще не имеет в своем арсенале такой техники, но планирует в этом или следующем сезоне ее приобрести.
Ну, а если эти статьи прочитает счастливый обладатель снегоуборочной техники, то в комментариях прошу высказать Ваши замечания, предложения по тексту, ну а главное: поделиться своим опытом, какая у Вас модель, какой фирмы, ее производительность, надежность, довольны ли Вы своим приобретением, какие-либо советы с высоты своего опыта и так далее.
Я в своих статьях умышленно не упоминаю фирмы-изготовители, конкретные модели, чтобы не лишать будущего покупателя самостоятельного выбора (используя информацию этих статей, дополнительную информацию из Интернета, конкретного осмотра техники в магазине и консультации продавца). Вот такое вступление большое получилось.
Виды снегоуборщиков
Все снегоуборщики подразделяются на следующие виды:
- По типу двигателя – электрические и бензиновые;
- По конструкции снегоуборочного узла – одноступенчатые и двухступенчатые. Подробнее это рассмотрим в разделе «Устройство снегоуборщиков»;
- По типу передвижения – самоходные и несамоходные. Понятно – у самоходных снегоуборщиков вращение колес или гусениц выполняется с помощью двигателя, несамоходные снегоуборщики перемещаются вперед-назад в основном усилиями «водителя». Почему «в основном» ясно будет при рассмотрении их устройства;
- По весу (массе) – условно можно разделить на легкие, средние и тяжелые. (соответственно и мощность у легких – небольшая, у средних - средняя, у тяжелых – наибольшая);
- По типу использования – любительские (бытовые) и профессиональные. Любительские снегоуборщики предназначены для владельцев дачных участков, крестьянских и загородных домов, коттеджей с относительно небольшой территорией. Чаще – легкие и средние. Профессиональные снегоуборщики предназначены для коммунальных служб, а также для очистки от снега открытых стадионов, катков, автомобильных стоянок, прилегающих территорий различных офисных зданий и торговых центров.
Устройство снегоуборщиков
Все снегоуборщики независимо от типа двигателя состоят из следующих основных узлов: двигатель, колеса или гусеницы, кожух (ковш), снегоуборочный узел, выпускной желоб, ручки (рукоятки) управления, панель управления.
Рассмотрим каждый узел поподробнее. (См. фото)
Двигатель может быть электрическим или бензиновым. Он приводит в действие рабочие органы снегоуборочной машины, а также (если машина самоходная) колеса или гусеницы.
Кожух (ковш) расположен в передней части машины. Он изготавливается из металла или прочной пластмассы. В кожухе находится рабочий орган машины. От ширины кожуха зависит и ширина захвата снегоуборщика.
Выпускной желоб также изготавливается из металла или прочной пластмассы и предназначен для направления выбрасываемого снега в заданную сторону. С его помощью регулируется также и дальность выброса снега.
Шнек – основной рабочий орган снегоуборочной машины. При движении машины вперед, шнек захватывает снег, измельчает его и выбрасывает через выпускной желоб вперед или в сторону, тем самым очищая перед собой территорию от снега. В составе снегоуборочного узла кроме шнека также может применяться ротор.
Ротор в снегоуборочных машинах представляет собой колесо с лопатками. Это колесо расположено на входе выпускного желоба, вращается с большой скоростью и выбрасывает снег наружу.
Читателям, вероятно, не совсем понятно: шнек выбрасывает снег, ротор выбрасывает снег - зачем такое дублирование? Сейчас разберемся. Выше мы отмечали, что снегоуборочные машины могут быть одноступенчатыми и двухступенчатыми. Так вот – одноступенчатые снегоуборщики имеют только шнек и еще называются шнековые снегоуборщики.
В этом случае шнек выполняет две функции – подгребает «под себя» снег и выбрасывает его в сторону. Чтобы придать снежной массе на выходе из выпускного желоба достаточную скорость, шнек должен вращаться с большой скоростью. Из-за большой скорости попадание камня в шнек может серьезно повредить его. Поэтому, шнеки в одноступенчатых машинах часто выполняют из резины или обрезиненными.
Обрезиненные шнеки при касании с расчищаемой поверхностью частично двигают снегоуборщик вперед, тем самым помогая оператору в перемещении машины. Понятно, что это не может сравниться с полноценным приводом самоходных снегоуборщиков.
Двухступенчатые снегоуборщики имеют в составе снегоуборочного узла шнек и ротор и еще называются шнекороторными. В шнекороторных машинах наблюдается «разделение труда»: шнек, вращаясь с небольшой скоростью, тщательно подгребает снежную массу, а ротор, быстро вращаясь, выбрасывает снег на заданное расстояние.
В таких снегоуборщиках шнеки изготовлены из металла с гладкой или зубчатой рабочей поверхностью. Таким шнекам уже по силам не только свежий снег, но и плотные, обледеневшие сугробы.
Колеса состоят, как правило, из металлического обода (диска) и резиновой покрышки. Протектор колес имеет характерный «зимний» рисунок, чтобы увеличить сцепление колес с поверхностью и уменьшить пробуксовку.
Гусеницы используются в некоторых моделях средних и тяжелых бензиновых снегоуборщиков для повышения их проходимости (за счет улучшенного сцепления с поверхностью) и предназначенных для работы на участках со сложным рельефом.
Ручки (рукоятки) управления предназначены для передвижения аппарата вперед-назад, выполнения других маневров (поворотов, разворотов) и управления режимами работы снегоуборщика. В некоторых моделях рукоятки изготовлены в антивибрационном исполнении.
Панель управления отсутствует в простейших моделях снегоуборщиков. В других моделях на ней расположены кнопки, рычаги и другие органы управления.
Вот мы и ознакомились с видами снегоуборщиков и их устройством. Теперь мы в этих вопросах достаточно подкованы и в следующих статьях приступим к конкретному рассмотрению электро- и бензиновых снегоуборочных машин.
А на десерт в качестве «живого примера» предлагаю вам видео «уборка снега бензиновым снегоуборщиком». Это интересно, советую посмотреть!
В наших местностях (Кубань) этот вид механизмов не применим. Домовладельцы обходятся лопатами. Коммунальщикам достаточно и скреперной лопаты.
Да, Кубань это не тот регион для снегоуборщиков! Зимы настоящей с трескучими морозами 25-30 градусов, с сугробами по «самые» … колени, а то и выше у вас,вероятно, не бывает.Такой совет: как мы в Краснодарский Край летом едем на Черное море, так и вам, может быть, зимой поехать севернее. Покататься на лыжах, на снегоходах, сходить на рыбалку (подледный лов, толщина льда до 1 метра). Может и снегоуборщиком порулить, ощутить всю его мощь и силу … Шутка. А если серьезно, надо в ближайшее время сделать обзор более универсальной техники, применяемой как в южных областях, так и в прочих. Например: мотоблоки, мотоплуги, культиваторы.