Как выбрать мотоблок?
Содержание статьи
Предыдущая наша статья была посвящена выбору мотокультиваторов. А из сегодняшней статьи мы узнаем как выбрать мотоблок. Эта проблема - как выбрать мотоблок - встает у каждого покупателя, который пришел в специализированный магазин садовой техники с осознанным намерением приобрести мотоблок для механизации работ на своем дачном или приусадебном участке.
В магазинах сейчас огромный выбор такой техники как российского, так и иностранного производства. Можно просто растеряться, увидев различные по цвету, размерам, техническим возможностям, набору сменного инструмента, мотоблоки.
А ведь выбрать нужно всего одну, единственную модель, да так, чтобы потом получать только удовлетворение и радость от своего приобретения.
Традиционно рассмотрим устройство мотоблоков, технические характеристики (диапазоны характеристик) различных моделей и фирм, технику безопасности, критерии выбора и в заключение посмотрим видео по теме.
Устройство мотоблоков
В статье о мотокультиваторах мы отметили, что мотокультиватор – это, в общем-то, специализированная машина, которая предназначена только для культивирования почвы (это кстати, и вытекает из наименования аппарата «культиватор»).
А что говорит нам словосочетание «мотоблок»? На первый взгляд – непонятно, особенно слово «блок». Знаем выражения «блок сигарет», блок (в строительстве), блокнот, блок - в спорте (волейбол), блок при самозащите. Может быть, слышали: в технике – блок для подъема тяжестей (колесо с перекинутой через него веревкой или тросом), блок питания, системный блок (часть компьютера); в политике - блок партий, блок государств. Поистине – богатый русский язык!
Но это мы немного отвлеклись. В одном из словарей есть такое определение значения слова «блок» - «объединение чего-либо близкого по виду, функции, духу и т.п., то есть блок - это «объединитель». Вот это значение наиболее близко подходит к пояснению термина «Мотоблок» как агрегата, позволяющего объединять мотор (двигатель) с какими-либо рабочими исполнительными органами (инструментами).
Другими словами – мотоблок это силовой агрегат, привод, к которому не только возможно, но и нужно прикрепить (или еще специалисты говорят «навесить») нужное в данный момент орудие труда. Потому как без навесных орудий мотоблок не сможет выполнять никакой полезной функции, кроме передвижения себя на самоходных колесах. Мотоблок является многофункциональным агрегатом, который может выполнять следующие виды работ:
Основные (обработка почвы) – культивирование, вспашка, окучивание, рыхление, уничтожение сорняков, уборка картофеля;
Дополнительные - перевозка грузов, уборка снега, кошение травы, подметание и некоторые другие.
Устройство мотоблока схоже с мотокультиватором, но есть и характерные отличия. Мотоблок также состоит из двигателя, трансмиссии, механизма сцепления, рукояток управления.
Но мотоблок дополнительно имеет самоходные пневматические колеса с приводом от двигателя и так называемый «вал отбора мощности». Вал отбора мощности – это рабочий вал, на который навешиваются почти все сменные рабочие орудия.
Исключения составляют такие орудия, которые не требуют получения от двигателя вращающего воздействия. Это, например, плуги для вспашки различной конструкции, окучник.
Мотоблок всегда имеет несколько скоростей «вперед» и одну – две скорости «назад». Кратко рассмотрим составные части мотоблоков.
• Двигатель. Двигатель может быть бензиновым, электрическим или дизельным. В большинстве моделей применен бензиновый двигатель. Электрический - редко, так как есть ограничения по мощности, дизельный – тоже нечасто, по причине того, что дизельные мотоблоки дороже бензиновых.
• Сцепление. Это механизм или узел, с помощью которого можно подключить (или отключить) двигатель к трансмиссии и, соответственно, к рабочим органам мотоблока. Различают следующие типы сцеплений: ременное, однодисковое, многодисковое, коническая муфта.
• Трансмиссия. Трансмиссия - это узел (или совокупность узлов), с помощью которой вращение от двигателя передается на рабочий орган и на колеса. Конструктивно разработаны несколько типовых вариантов моноблочных трансмиссий, которые применены в различных моделях в зависимости от мощности мотоблока. В мотоблоках находят применение такие трансмиссии:
- Зубчато-червячные трансмиссии примены в основном на лёгких мотоблоках. Конструктивно состоят из двух редукторов — верхний редуктор - зубчатый, нижний - червячный. Сцепление - обычно центробежная муфта. Иногда имеют вал или шкив отбора мощности.
- Ременно-зубчато-цепные трансмиссии чаще применяются в мотоблоках средней мощности. Вращение от двигателя через ремень передается на входной вал редуктора. Выходной вал редуктора через цепь передает вращающий момент на исполнительный инструмент. Роль сцепления в такой конструкции может выполнять ременная передача. Для отбора мощности используется шкив с дополнительной канавкой (ручьем).
- Зубчатые трансмиссии применяются на тяжелых мотоблоках, по конструкции схожи с трансмиссиями, применяемыми в тракторах. Состоит только из зубчатых цилиндрических и конических передач. Такие мотоблоки обязательно имеют несколько скоростей вперед-назад, муфту сцепления с отдельным органом управления и вал отбора мощности.
Подробнее рассматривать конструкции сцепления, трансмиссий, считаю нет необходимости, так как эти статьи предназначены для потребителей и покупателей, в основном, с гуманитарным уклоном и перегружать текст специальной технической информацией нецелесообразно.
Теперь рассмотрим навесные и прицепные рабочие органы, потому что это важно знать при покупке мотоблока:
1) Культиваторные фрезы применяются для культивирования почвы;
2) Плуг отвальный применяют для вспашки почвы. После приобретения определенных навыков этим плугом возможно закапывать семена картошки при посадке весной и выкапывать картофель осенью при уборке урожая. Плуг отваливает пласт почвы всегда в одну сторону, поэтому после вспашки каждой борозды (рабочий ход) следует холостой ход;
3) Оборотный плуг позволяет исключить холостой ход мотоблока. Этот плуг имеет два лемеха. В прямом направлении работает один лемех (правый), а в обратном направлении другой (левый);
4) Роторный плуг выполняет примерно туже операцию, что и отвальный плуг, но для его работы необходимо вращательное движение. Подсоединяется к валу отбора мощности;
5) Плуг-окучник представляет собой плуг с двухсторонним лемехом, который отваливает почву сразу на две стороны, образуя борозду. Этот плуг применяется для «нарезки борозд» для посадки картофеля и других овощей. Второе предназначение этого плуга - для окучивания картофеля, из-за чего он и называется «окучником»;
6) Борона применяется для измельчения комьев почвы, которые образуются в процессе пахоты или культивирования и для выравнивания обработанного участка. При бороновании возвышенности (бугорки) сдвигаются и засыпают углубления (ямки), в результате чего поверхность участка выравнивается. Боронование также необходимо для предохранения почвы от высыхания, разрушения почвенной корки и уничтожения сорняков. Бороны бывают зубовые, дисковые и сетчатые.
7) Картофелекопалка (еще называют картофелевыкапыватель) применяется для механизированного добывания картошки из земли, что и следует из названия агрегата.
Вот это основные навесные орудия для обработки почвы и уборки урожая. Существуют еще различные навесные устройства, которые напрямую не предназначаются для обработки почвы, но могут применяться совместно с мотоблоком для выполнения прочих работ – косилки, бульдозерные ножи, снегоуборщики, прицепы-адаптеры (с сиденьем), прицепы грузовые, электрогенераторы, мотопомпы.
При вспашке тяжелых почв резиновые пневматические колеса могут пробуксовывать. Для исключения этого применяются следующие приспособления: цепи противоскольжения для колес, стальные колеса - грунтозацепы (устанавливаются вместо резиновых), грузы – утяжелители.
Технические характеристики
Кратко ознакомимся с основными техническими характеристиками бензиновых и дизельных мотоблоков, точнее их разброс по многим моделям различных производителей. Эта «таблица » будет схожа с таблицей из статьи «Как выбрать мотокультиватор», но это и естественно, так как машины из одного семейства.
• Мощность в лошадиных силах – от 4 до 15
• Объем топливного бака в литрах – от 3, 4 до 6,5
• Рабочая ширина в сантиметрах) – от 43 до 130
• Рабочая глубина в сантиметрах) – от 15 до 35
• Количество скоростей– от 2 (вперед) + 1 (назад) до 6 (вперед) + 2 (назад)
• Вес в килограммах) – от 65 до 230,0
• Цена в рублях) – от 28990 до 95990
• Гарантия – 2 года, 3 года.
Это усредненные характеристики, у отдельных моделей, естественно, показатели не будут укладываться в эти рамки. Мотоблоки электрические здесь не рассматриваем, так как их практически и нет. Существует, вероятно, всего несколько моделей небольшой мощности – «мотоблоки в миниатюре».
В основном, то, что называют «мотоблоками электрическими» на поверку оказываются культиваторами с набором сменных инструментов.
Техника безопасности
Правила соблюдения безопасности при эксплуатации бензиновых мотоблоков, а также при выполнении подготовительных работ являются похожими на правила другой ранее рассматриваемой нами бензиновой техники: бензокос, колесных газонокосилок, снегоуборщиков.
Кратко повторим основные правила техники безопасности применительно к мотоблокам.
1. Перед началом эксплуатации подробно изучить все правила безопасного выполнения всех работ.
2. При заправке мотоблока бензином НЕ КУРИТЬ - бензин относится к легковоспламеняющимся жидкостям.
3. Не заливать бензин в топливный бак, если двигатель еще не остыл.
4. Не работать в состоянии алкогольного опьянения или при недомоганиях
5. Не допускать к пользованию мотоблоком необученных людей и детей.
6. При движении задним ходом заблаговременно необходимо убедиться в отсутствии сзади каких-либо препятствий.
7. На обрабатываемом участке при работе с мотоблоком не должно быть посторонних людей, детей, животных.
Выбор мотоблока
Вот и настал момент, когда необходимо непосредственно ответить на тот вопрос, который был поставлен в заголовке этой статьи «Как выбрать мотоблок?».
Первое, отчего зависит выбор такого агрегата – это площадь ваших «пахотных земель». Почти все производители в руководстве по эксплуатации указывают площадь участка, для которой рекомендуется конкретная модель мотоблока. Понятно, чем больше площадь, тем мощнее должен быть агрегат.
Второе – это тип почвы на вашем участке; чем тяжелее почва, тем большей мощностью должен обладать мотоблок.
Третье – надо иметь в виду, что тяжелые ( и соответственно мощные) мотоблоки при мощности 10 -16 л.с. имеют вес от 100 до 200 и более кг и управлять таким двухколесным «минитрактором» под силу только физически крепкому мужчине. Женщинам рекомендуется наблюдать за работой тяжелого мотоблока издалека.
Четвертое – перед походом в магазин садовой техники изучите опыт соседей, знакомых, соберите как можно больше информации о работе мотоблоков в реальных условиях. В магазине подробно выясните у работников магазина все интересующие вас вопросы по приглянувшейся вам конкретной модели ( информацию по весу, марке бензина, расходу бензина, какие навесные орудия входят в комплект, срок службы, гарантийный срок, где находится авторизованный сервисный центр и другие вопросы по эксплуатации мотоблока).
Успехов вам в выборе мотоблока, плодотворной работы на земле и приятного отдыха!
В заключение предлагаю посмотреть два видео по практическому применению мотоблоков российского производства с различными орудиями. Первый сюжет – вспашка с традиционным плугом и установленными колесами – грунтозацепами.
Второе видео – обработка почвы с установленными вместо пневмоколес культиваторами. Во втором фильме впечатляет ширина обработки за один проход!
Мотоблок в наше время трудно было достать, поэтому перешли на Миттлайдеровские грядки, чем очень довольны.
Для миттлайдеровских грядок, вероятно,вполне хватает граблей и лопаты. Я немного знаком с миттлайдеровской технологией, но пока еще руки не дошли до практического воплощения на своем участке. Интересный метод, требующий точного исполнения. Это не каждый огородник-любитель может соблюсти. Достойно уважения! А, картофель на площади соток пять-шесть тоже можно возделывать по такому методу?
Мотоблок — хорошее подспорье для вскопки, но наша дача на 50 % занята под цветы, а остальное вскопать не представляет проблемы. Да и участок всего 8 соток.
Мотоблок все-таки довольно дорогой аппарат и ему нужен простор. А если свободная площадь небольшая, то такая техника будет простаивать 364 дня в году))). Это нерентабельно.
Я против мотоблока, он уничтожает плодородие почвы. Я за плоскорез, работаю только им. работы стало значительно меньше, ведь грядки уже 6 лет не копала. А урожаи выше.
Шесть лет -это значительный срок для приобретения опыта и уверенности в преимуществах безотвального метода обработки почвы. А утверждение, что урожаи выше — это в сравнении с соседними участками, или Вы сравнивали два метода на Вашем участке или это данные из каких-то публикаций? Это интересно,я думаю, многим дачникам.
Использую мотоблок с 1994 года. Имея 2 больших огорода, без него просто никак.
Хороший сайт,толковые статьи. Жаль что не упомянули необыкновенный культиватор Лоплош.
Очень полезная информация. Наконец то я нашел то что искал. Спасибо.